Остойчивость

Остойчивость

Способность, судна противостоять действию внешних сил, стремящихся наклонить его в поперечном и продольном направлениях, и возвращаться в прямое положение после прекращения их действия называется остойчивостью. 

Наиболее важной для владельца маломерного судна является именно поперечная остойчивость. Важно знать, что остойчивость судна зависит в первую очередь от расположения его центра тяжести и ширины ватерлинии.

Чем ниже находится центр тяжести судна и чем шире его ватерлиния, тем лучше судно способно сопротивляться крену. Стоит также отметить, что при прочих равных условиях увеличение массы (без смещения центра тяжести) положительно сказывается на остойчивости.

Существует несколько простых правил, которые помогут новичку обеспечить себе комфортное пребывание на борту:

  • Центр тяжести при перемещении пассажиров и грузов в кокпите смещается в сторону их движения. Вы можете компенсировать такое смещение перемещением другого пассажира (или груза) в противоположную сторону. Проще говоря, если кто-то из пассажиров переместился к правому борту, для компенсации смещения центра тяжести другой пассажир должен переместиться к левому борту.
  • Вы можете сместить центр тяжести вниз переместив наиболее тяжелые предметы ниже относительно горизонта. Помните, что любой груз на борту должен быть надежно закреплен.
  • Следует также понимать, что чем уже ватерлиния, тем меньше остойчивость. Проще говоря, там, где лодка уже (например в носу) пассажиру следует быть более осмотрительным и перемещаться исключительно по линии ДП во избежание возникновения крена, могущего привести к потере равновесия и выпадению за борт.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!